Закончился первый сезон олимпиады ЦПМ по робототехнике
В Москве прошел финал Олимпиады ЦПМ по робототехнике – мероприятие совершенно нового формата, в котором участники соревнуются с собой.
Для чего были организованы очередные соревнования по робототехнике, если их и так огромное количество? Не секрет, что многие кружки по робототехнике в качестве основной деятельности выбирают подготовку к тем или иным состязаниям. Так получаются коллективы, ориентированные на конкретный вид соревнований. Безусловно, состязания поддерживают в ребятах желание заниматься робототехникой, но, зачастую, задачи, которые они решают могут не развивать ничего кроме усидчивости, либо предложенные задачи они настолько сложны, что ребята, которые «не тянут» быстро теряют интерес и перестают заниматься. В каждом соревновании есть победители и проигравшие, но, поражение далеко не всегда вина ученика – зачастую его могут обогнать взрослые, выступающие от имени своих учеников.
О плюсах и минусах соревнований можно говорить довольно много, но как решить главную их задачу – развить мотивацию к изучению нового, не поощряя тренерские решения? Олимпиада ЦПМ по робототехнике – своего рода «контрольная работа», сдавая которую, ты соревнуешься сам с собой.
ЦПМ провел данную олимпиаду в первый раз. Олимпиада состояла из двух этапов, которые были организованы осенью и зимой в 10 ресурсных центрах по всей Москве. Команда, принимающая участие в данной олимпиаде, может выбрать удобное место и время для того, чтобы выполнить задание. Каждая команда может попробовать сдать задание в нескольких ресурсных центрах в разные дни. На выбор участников 6 заданий в 3-х возрастных группах, причем младшие участники могут выполнять задание старших. Каждая возрастная группа имеет два разных задания – одно с акцентом на программирование, второе на конструирование. Таким образом, ребенок может выбрать именно тот регламент, который ему интересен. Задание составлены таком образом, что требуют от участников навыков, соответствующих их возрастной группе. Например, в младшей группе это переменные, операции с ними, логические операции, ветвления, конечно, циклы и т.п., в средней – операции с массивами и множествами, а в старшей группе это операции на графах, локализация. Все задания используют однотипный реквизит и плоские поля, которые легко воспроизвести в условиях класса. Все участники отборочных испытаний, набравшие выше определённого порога баллов были приглашены в финал. На финальном этапе участники получили изменение своего регламента и должны были продемонстрировать гибкость своего алгоритма и конструкции. Все команды, выполнившие «норматив», получили дипломы разных степеней. Результаты не сравниваются между собой, а учитывается качество выполнения задания. Судьи в протокол не записывают время, что дает участнику возможность сосредоточится на решении задания и не гнаться за временем.
По опросу, большинство учеников изучали новые алгоритмы или механизмы для решения поставленных задач, что и является главной задачей олимпиады. Мы рассчитываем, что такой формат испытаний поможет педагогам верно сформировать систему задач для учеников, а ученикам чувствовать себя более уверенно на состязаниях, сняв элемент «борьбы за золото».